В коллекции 15 четверостиший
Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фахт ибн Ибрахим (ок. 1048 - 1131), или в привычном для многих своем имени - Омар Хайям - это великий поэт, математик и философ .
Он был не только выдающимся мыслителем, исследователем, астрономом, но и настоящим энциклопедистом своего времени. Имам Хорасана, Ученейший муж века, Доказательство Истины, Знаток греческой науки, Царь философов Востока и Запада - таков далеко не полный перечень почетных титулов Омара Хайя-ма в зените его славы.
В философии он признавал себя последователем Ибн Сины. К двадцати пяти годам написал прославивший его алгебраический трактат; в 1079 г., будучи руководителем обсерватории, на основе длительных астрономических исчислений составил солнечный календарь, наиболее точный из всех существующих доныне. Из его сочинений до нас дошли десять трактатов, составляющих, возможно, все письменное наследие Хайяма, поскольку, окруженный недоброжелателями из числа реакционного духовенства, он вынужден был придерживаться правила "молчание - золото" и избегал публичных выступлений, а также "был скуп в сочинении и преподавании".
Но в поэзии Омар Хайям молчать не мог. Его переполняла любовь к жизни. Самая известная его книга - рубайят. До нашего времени дошло около двух тысяч четверостиший (рубай), приписываемых поэту. И хотя не все они с уверенностью могут быть отнесены к Хайяму, нам важна не степень авторства, а несомненность стилистики. Хайям - уникален. Ему можно подражать, и этим он всегда впереди всех похожих. И не похожих.
Персидское стихотворное четверостишие исполнялось устно, вероятно, пелось. Его легко было запомнить. Факт существования "хайямовских рубай" неоспорим. Каждое из них - это маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области ни среди современников, ни в последующих веках нет ему равных.
Хайям написал трактаты, пересчитать которые хватит пальцев рук, а число посвященных ему диссертаций уже перевалило за тысячу. Людей земли интересует строй его мыслей, восхищает и удивляет завещанная им мудрость.
Каково же оно, хайямовское мироощущение?
Это прежде всего утверждение прав своего "Я" как творческой личности. Поэт славит движение, вечное и непрерывное, - абсолютный закон бытия.
Хайям не замкнут в кругу своих научных интересов. В стихах, а так оно было, вероятно, и в жизни, мы находим его в веселом кругу друзей, на лоне природы, наслаждающимся жизнью. Вот он сидит в тени деревьев, углубленный в работу, а вот у журчащего ручья - обнимает подругу. Всегда с легкой скептической усмешкой на устах. Острого словца его не миновать и самому Аллаху. Таким воскрешает его и легенда.
Эстетический идеал Хайяма - это личность. Вольная, свободомыслящая, чистой души. Мудрость, любовь и жизнерадостность - таковы главные всечеловеческие ценности, которые воспевает поэт. Но действительность сложна, и потому нередко в его стихах можно заметить агностицизм, в них звучат скепсис и отчаяние, неверие и нигилизм, есть и пирронистские акценты. Он любит забрасывать читателя вопросами: "так что же делать?", "так как же быть?", "так что же дальше?". Хайям четко отличает добро от зла, но свое понимание не навязывает, а так выражает и к тому стремится, чтобы сам читатель разобрался в этом. Хайям не поучает. Хайям размышляет. Таким он был и именно этим наставительным тактом дорог нам.
Стихи Омара Хайяма воспевают любовь. В них вечен гимн дружбе. И почти в каждой строке - вино! Хайям не скрывает своей уверенности - "Истина в вине!". И пусть никто не думает, что в таком утверждении познание "опохмеляется". Нет! Вовсе нет! Никогда нет! Напротив, здесь иное. Это умение беречь каждый миг, делать его радостным и пьянящим, умение стать нужным, делать добро тем, кто рядом с тобой. А ведь именно этого так и не хватает сегодня.
Начало...
|